Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках осетинского языка и литературы.

Автор: Чехоева Залина Хасановна

                                                                                                                             

Формирование
коммуникативных универсальных учебных действий  на уроках осетинского языка и литературы.

Чехоева
З.Х., учитель осетинского

языка
МБОУ СОШ  №38 г. Владикавказ

   

Целью
образовательного стандарта является формирование функционально грамотной
личности. Для выращивания функционально грамотной личности ведущую роль играют
не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что
полностью соответствует новому стандарту.

Одно
из ключевых понятий предметных программ, в том числе и по осетинскому языку, –
линии развития ученика средствами предмета. Это совокупность связанных друг с
другом умений, последовательное развитие которых обеспечивает достижение
предметных результатов в аспекте формирования разных компетенций
(коммуникативной, языковой и культуроведческой). Кроме того, предмет
«Осетинский язык» решает задачи достижения личностных и метапредметных результатов.

Средствами
достижения личностных и метапредметных результатов по осетинскому языку могут
служить:

1)
Игры со словом, которые очень важны
для детей, но почти не включаются, к сожалению, в школьную программу, в то
время  как, у
частвуя в
играх, дети учатся преодолевать застенчивость и робость.  

Одна из типичных черт
игры – наличие в ней творческого начала.

Напишем на доске слово,
состоящее  из  семи или более букв.

                 Фæндырцæгъдæг                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Из этого слова нужно
составить новые слова. Это могут быть:

существительные:
фæндыр, фæнд, фынг, рыг, 

глаголы: цæгъдын,
цæрын, нæрын,        

прилагательные: цыргъ,
цæрдæг, æндæр,         

причастия:
цæгъдæг,                               

Какие цели мы преследуем
в данном виде работы?

·                  
Обогащение
словарного запаса 
путем образования новых слов.

·                  
Закрепление  пройденных
орфограмм.

·                  
Развитие  коммуникативных навыков учащихся.

 

2)  При 
изучении сказки  «Гæмæт»  Дауыта 
Дарчиева по литературе мы при описании главного героя используем одни  прилагательные. Таким  образом , мы реализуем  межпредметные связи.

Например:  Гæмæт уыд   бæрзонд , хæрзконд, саулагъз. фыдуаг,къæйных,

 

В данном виде работы мы
реализуем ряд целей:

·                  
Умение использовать прилагательные при
характеристике героя произведения и   
описании его портрета.

·                  
Развитие коммуникативных способностей
учащихся, вследствие чего их речь  
становится более яркой, образной и выразительной.

3) Творческая работа. 

Предлагается тема: «Весна».

Учащиеся должны коллективно,  начиная с первой парты по цепочке составить
связный текст по данной теме.

Целью такой работы
являются:

·                    
Умение  слушать и слышать
друг друга.

·                    
Устанавливать рабочие отношения, 
эффективно сотрудничать.

·                    
Вступать  в диалог,
участвовать в коллективном обсуждении.

 

Предмет
«Родной язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, так как
дает формирование «основы для понимания особенностей разных культур и
воспитания уважения к ним», нацеливает на «формирование ответственности за
языковую культуру как общечеловеческую ценность».

Предмет
«Родной язык», служит формированию коммуникативных
универсальных учебных действий
, так как обеспечивает «овладение основными
стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами
литературного языка, нормами речевого этикета и приобретение опыта их
использования в речевой практике при создании устных и письменных
высказываний».

Также
на уроках родного языка в процессе освоения системы понятий и правил у учеников
формируются познавательные универсальные
учебные действия
.

Представим
типовые задания (действия, материалы) по родному языку, направленные на
достижение личностных и метапредметных результатов.

Личностные результаты.

Посредством
текстов учебника используется воспитательный потенциал осетинского языка;
учащиеся приходят к пониманию необходимости беречь свой родной язык как часть
осетинской национальной культуры; работать над развитием и совершенствованием
собственной речи (система речевых упражнений: свободные диктанты, обучающие
изложения и сочинения, их анализ, редактирование). Многие тексты упражнений
учебников несут духовно-нравственный смысл, и, работая с ними, учитель не может
пройти мимо нравственной оценки их содержания.

Познавательные универсальные
учебные действия.

Познавательные
универсальные учебные действия формируются через использование технологии
продуктивного чтения, присвоенную учениками систему приёмов понимания устного и
письменного текста. Это могут быть:


задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации
(например, чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание
алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на
лингвистическую тему и т.д.);


использование разного ряда визуальных подсказок и ключей, формулировок
проблемных вопросов, «иллюстративного» визуального ряда (представлены в
учебнике, составляются самими детьми или даются в презентациях в интерактивном
режиме);


приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами;


система работы с различными словарями.

Коммуникативные универсальные
учебные действия.

Коммуникативные
умения используются и совершенствуются в ходе учебного взаимодействия в паре
или группе учеников, проектной деятельности. Здесь можно выделить два
направления: развитие устной научной речи (высказывания на лингвистические
темы) и развитие комплекса умений, на которых базируется эффективное
взаимодействие, основанное на восприятии (слушании) и понимании автора
(собеседника). Чётко выстроенная в учебниках, методических рекомендациях
система работы по развитию речи включает совершенствование орфоэпических
навыков, количественное и качественное обогащение словарного запаса,
оперирование стилистическими ресурсами языка, развитие связной устной и
письменной речи.

   
На уроках родного языка можно предложить своим ученикам поработать в
парах, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия,
которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать
и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь
договариваться. 

  
Необходимо привлекать детей к открытию новых знаний. Вместе обсуждать,
для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в дальнейшей жизни.
Ставить перед детьми проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или
недостаточность знаний, вместе с детьми определять
цель урока. 

Учитель должен помнить, что важно
сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x