Многие приемы работы с детским эстрадным оркестром схожи с приемами работы с детским духовым оркестром. Это касается, прежде всего, общих вопросов методики работы с оркестром, организации и проведения репетиций, во многом вопросов дирижирования, воспитательной работы, дисциплины и ряд других. Но есть и специфические особенности присущие именно работе с эстрадно-джазовыми детскими коллективами. Итак, первая особенность появляется уже на стадии создания и формирования оркестра. Дело в том что в эстрадно- джазовой практике существуют оркестры как определенных составов, такие как , например, биг-бенд полного или не полного состава, так и оркестры с относительно свободным составом музыкантов и инструментов. И это даёт руководителю оркестра определенную свободу и способствует созданию оркестра из того состава музыкантов и инструментов, которые есть на данном этапе в школе. Правда, обязательным в данном вопросе является наличие в оркестре двух основных групп: это ритм группа, состоящая из таких инструментов, как ударная установка (перкуссия), бас-гитара ( контрабас, туба), электро гитара и клавишные(фортепиано), и группа мелодических голосов и инструментов, состоящая, как правило, из духовых инструментов традиционно входящих в составы эстрадных оркестров и ансамблей, таких как саксофоны, трубы, тромбоны, кларнеты, флейты. Наряду с духовыми инструментами в группе мелодических голосов могут быть и не духовые инструменты, например струнные, вибрафон, аккордеон, этнические инструменты, и др.