нравственно - эстетическое воспитание

Автор: Войнова Юлия Валентиновна

Беседа "Вежливость и невежество"

 

 Цели: воспитывать культуру общения, взаимоуважение,  учить детей вежливому обращению, уважению к человеку любого возраста, формировать духовно и нравственно развитую личность.

Задачи: приобщение к нравственности, развитие внутренней культуры детей, развитие умения общаться, расширение активного словарного запаса и кругозора детей

                                                        Ход беседы

Ребята, вы часто слышите слова от взрослых: «Будь вежлив». А что такое вежливость? (Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим вокруг было приятно с тобой общаться.)

Сегодня мы с вами поговорим о том, как нужно вести себя, чтобы избежать упрека в свой адрес: «Какой он невежа!»

-Какие «вежливые» слова вы знаете?

Какое слово мы произносим при встрече друг другу? ( Здравствуйте)

Послушайте стихотворение

Мы все научились когда-то

Ходить, рисовать, говорить.

Давайте-ка вспомним, ребята,

Как добрым и вежливым быть. 

Встречая друзей и знакомых,

С улыбкой в глаза им гляжу,

Быть вежливым очень легко мне,

Я  «здравствуйте » первым скажу.

Кто знает, что обозначает слово «здравствуйте»?

Слово «здравствуйте» очень старое. Связано оно со словом «дерево». Когда-то давно люди, произнося слово «здравствуйте», желали друг другу быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, дуб например. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.

              Давайте поиграем в игру «К Соне гости прибежали»

Пальчиковая игра «К Соне гости прибежали»

К Соне гости прибежали,
(Бежим пальчиками по столу или по полу.)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй, Ира,
(Соединяем большой и указательные пальцы.)
Здравствуй, Жанна,
(Соединяем большой и средний пальцы.)
Рад всем Петя
(Соединяем большой и безымянный пальцы.)
И Снежана!
(Соединяем большой палец и мизинец.)
Не хотите ль пирожок?
(Ладошки складываем вместе.)
Может, коржик
(Показываем две открытые ладошки.)
Иль рожок?
(Кулачки ставим друг на дружку.)
Вот драже вам на дорожку
(Пальцем тычем в открытую ладошку.)
Вы берите понемножку.
(Несколько раз сгибаем ладошки в кулачки.)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!

- Назовите еще слова,  которые мы может произнести утром, которыми мы  начинаем день? (Доброе утро).

Произнося слова  «доброе утро»,  мы желаем  близким, знакомым, друзьям хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы день у них был радостным, светлым - добрым. Вот как хорошо об этом сказано в стихотворении В. Коркина «Я и солнышко».

Солнышко ясное встало.

-Доброе утро!

–Сказало

-Доброе утро!

-Кричу я прохожим,

Веселым прохожим,

На утро похожим...

Но если проснешься,

И дождик в окно

Стучит да стучит

И без солнца темно?

Доброе утро,

Друзья, все равно...

Придумано мудро:

-Доброе утро!

А как надо произносить эти слова?

Можно ли говорить «доброе утро» недовольным голосом? (Надо говорить весело, радостно, от души.)

А какие слова мы говорим на прощанье? (ответы детей)

Каждый скажет на прощанье,

Уходя, всем, «До свиданья».

Другу уходить пора –

Скажем мы ему – «Пока»

 Давайте проверим, как вы знаете правила вежливости?  

- Как вы поступите:

а) если вы сидите в автобусе, а зашла старушка;

б) если вы нечаянно наступили кому-то на ногу;

в) если вас пригласили в гости, а вы опоздали;

г) если вы просите у товарища поиграть с его игрушкой?

  Игра «Доскажи словечко»

- А сейчас проверим, хорошо ли вы знаете  вежливые слова, поиграем в игру «Доскажи словечко»

                           Неуклюжий песик Костик

                           Мышке наступил на хвостик.

                           Поругались бы они,

                           Но сказал он «…»(Извини!)

 

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощение рыба

Ей пробулькала: «…»(Спасибо!)


Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…»  (Будь здорова!)

 

Когда виноваты, сказать поспешите

«Прошу вас, пожалуйста - (извините)

 

 Растает даже ледяная глыба.

 От слова теплого... (Спасибо.)

 

      Зазеленеет старый пень,
      Когда услышит... (Добрый день.)

 Ребята, какого человека называют невежливым? (ответы детей)

Послушайте стихотворение "Урок вежливости" 

                               УРОК ВЕЖЛИВОСТИ     С. Я. Маршак 

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести: 

- В гостях, медведь,

Нельзя реветь,

Нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу,

Не наступать на лапу,

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырех. 

Не надо чавкать и зевать,

А кто зевает всласть,

Тот должен лапой прикрывать

Разинутую пасть. 

Послушен будь, и вежлив будь,

И уступай прохожим путь,

А старых уважай 

И бабушку-медведицу

В туман и гололедицу

До дома провожай! 

Так Мишку лет пяти-шести

Учили, как себя вести...

Хоть с виду стал он вежливым,

Остался он медвежливым. 

Он кланялся соседям -

Лисицам и медведям,

Знакомым место уступал,

Снимал пред ними шляпу,

А незнакомым наступал

Всей пяткою на лапу. 

Совал куда не надо нос,

Топтал траву и мял овес. 

Наваливался брюхом

На публику в метро

И старикам, старухам

Грозил сломать ребро. 

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести. 

Но, видно, воспитатели

Напрасно время тратили! 

Ребята, почему медведя нельзя назвать вежливым? (Он был вежлив только со своими знакомыми)

Как называют такого человека? (невежливым)

О чём мы сегодня говорили?

Что же такое вежливость?

 

Что полезного вы для себя узнали? 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x