Развитие интеллектуального потенциала и формирование экологической культуры на уроках естественного цикла и во внеурочное время

Автор: Горбачева Татьяна Семеновна

 

Развитие интеллектуального потенциала и формирование экологической культуры на уроках естественного цикла и во внеурочное время

 

Горбачева Татьяна Семеновна (Ledi-gorbachewa@mail.ru),

 

учитель химии и биологии

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №60» (МБОУ СОШ №60 Авиастроительного района г. Казани РТ)

 

Аннотация

 

   Экологическая культура - это результат воспитания, который выражается в умении человека достичь гармоничных взаимоотношений с окружающим миром. Экологическое образование детей – условие дальнейшего выживания современного общества.

 

 

 

«Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения».   А.А. Плешаков

 

   Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука - экология и, как следствие этого, появилась экологическая культура.

 

   Одно из положений Федерального закона “Об образовании” гласит, что школа должна формировать человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Но как вырастить такого человека и гражданина, если он не будет знать основ экологии? Экологическая культура является результатом воспитания, который выражается в умении человека достичь гармоничных взаимоотношений с окружающим миром. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний и практических навыков взаимодействия с природой на уроках по «Окружающему миру».  И продолжается в курсе изучения предметов научно – естественного цикла. Из этого следует, что экологическое образование наших детей – условие дальнейшего выживания современного общества.

 

    Ученые выделяют следующие требования экологического образования и воспитания:

 

  • понимание, что человек – это часть природы, умение познать законы, по которым живет и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами;
  • понимание необходимости сохранения всего многообразия жизни;
  • раскрытие сущности происходящих экологических катаклизмов;
  • понимание современных проблем экологии и сознание их актуальности, как для человечества, так и для каждого человека в отдельности;
  • принятие личного участия в решении экологических проблем.

 

  В школе развитие интеллектуального потенциала и формирование экологической культуры осуществляется с целью формирования основополагающих экологических понятий в процессе изучения учебных дисциплин, факультативов, элективных курсов, участия в различных олимпиадах и конкурсах, во внеклассной работе.

 

  Во время работы в МБОУ СОШ № 60 накоплен богатый опыт формирования экологической культуры, который осуществляется в следующих формах:

 

  • предметная - деятельность на уроках экологии (изучение теоретического материала, решение экологических задач, выполнение творческих работ, составление кроссвордов и многое другое);
  • межпредметная - внедрение экологического содержания в уроки биологии, химии, географии, просмотр фильмов и презентаций на экологические темы;
  • внеурочная - различные формы внеурочной и внеклассной воспитательной работы:  участие в экологических акциях, проводимых Городским экологическим центром, организация экологических выставок, разработка и проведение классных часов;
  • исследовательская деятельность учащихся – ежегодное участие в НПК, участие в олимпиадах школьного, муниципального и межрегионального уровня.

 

  Перед научно-исследовательской деятельностью учащихся стоят следующие задачи:

 

  • формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека, воспитание ценностных ориентаций и отношений к ней;
  • обучение методам познания окружающего мира;
  • воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой;
  • формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни;
  • выработка ответственности за собственное благополучие (экологию своего тела) и экологическое благополучие окружающей среды;
  • становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.

 

   За последние пять лет были представлены следующие результаты:

 

-  II региональная НПК им. И. Хальфина работа на тему: «Мёд» (Тимерплатова А.) 2012г.;

 

- Рождественские чтения, участие в I туре с работой «Азбука витаминов» 2012г.;

 

    Участие в конкурсах различного уровня:

 

-  межрегиональный открытый фотоконкурс «Мир глазами молодежи» 2012г. (Савельева Е. - III место, Кунгурова Д., Мигачева А. - лауреаты в номинациях);

 

-  участие в межрегиональном конкурсе «Альбус»2013г.;

 

-  Всероссийский конкурс «ЧИП»; (ежегодно).

 

  Учащиеся принимают активное участие в олимпиадах по предметам естественного цикла:

 

-  городской тур олимпиады «Юный орнитолог» в рамках проекта «Феникс» детской общественной организации «Зеленая страна» (Абрамова С. – I место) 2012г.;

 

-   II Всероссийская дистанционная олимпиада по биологии 2012г.

 

( Абрамова С. , Трофимова Д. – дипломы III cтепени);

 

-  III Всероссийская дистанционная олимпиада по биологии и химии 2013г;

 

- участие в проекте «Инфоурок» Всероссийская дистанционная олимпиада по биологии, 2013г. и 2014г.;

 

- 7-ая Международная (Всесоюзная) олимпиада «Экология и энергетика» 2013г. (Абрамова С. - 3 место); 2015г. (дипломы за I, III места);

 

- IV Всероссийская дистанционная олимпиада по химии и биологии (I место – 3, II место – 4, III место 7), 2013г.;

 

- V Всероссийская дистанционная олимпиада по биологии (I место – 2, II место – 3, III место 11) 2014г.;

 

- Всероссийская олимпиада «Будущее большой химии – 2016» (участие);

 

- Межрегиональная предметная олимпиада по биологии и химии 2016г.;

 

- Всероссийский турнир по химии и биологии  “Осенний марафон” , 2014г.;

 

- Региональная научно-исследовательская олимпиада школьников и студентов «ФИЛИН: физкультура, личность, наука», 2014г, 2016г.

 

  Экологическое образование и воспитание позволяют прививать общечеловеческие ценности гуманистического характера:

 

  • понимание жизни как высшей ценности;
  • человек как ценность всего смысла познания;
  • универсальные ценности природы;
  • ответственность человека за судьбу биосферы, природы Земли.

 

  Средствами экологического образования можно формировать следующие ключевые компетентности:

 

  • в области общественно-политической деятельности;
  • в профессиональной сфере;
  • в учебно-познавательной деятельности;
  • компетентность в эколого-практической деятельности.

 

  Все это  способствует эколого – патриотическому образованию и воспитанию подрастающего поколения, повышает их уровень сознательности, прививает бережное отношение к природе, обеспечивает подготовленность каждого учащегося к нравственному поведению в природной среде.

 

  Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая вооружая учащихся современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.

 

 Принципы экологической культуры:

 

.   Принцип единства. Действительно, что растения, что животные, что люди – всем нужны и воздух и вода, и все мы живем на одной планете, и всем нам, как белковым структурам, необходимы комфортные условия проживания.

 

.   Принцип смирения. Не царь ты, человек, оглянись, ты такой же живой организм, как и другие животные и растения, забудь гордыню, прими все, как есть.

 

.   Принцип уважения к природе. Природа тебе дает все для жизни, и потому уважать надо ее и лелеять.

 

.   Принцип сотрудничества. Чем больше для природы ты сделаешь, тем больше одарит она тебя на многие годы ресурсами для хорошей жизни.

 

.   Принцип охраны природы. Хочешь, чтобы вода была чистая, а воздух свежий? Охраняй и не загрязняй!

 

   Наш современник В.А. Сухомлинский в книге "Сердце отдаю детям " писал:

 

" ...Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи ... Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира ..."

 

 

 

Литература:

 

«Школа цифрового века» Фестиваль педагогических идей.

 

    1. «Формирование экологической культуры будущего гражданина»

     

           Мальнина С.В.

     

      1. «Формирование экологической культуры учащихся» Дюба Н.М.

      2. « Формирование экологического сознания средствами уроков биологии» Иванкова Е.В.

       

       

       

       

       

       

       

       

       

      comments powered by HyperComments
      Пожалуйста, подождите.
      x