Автор: Горбачева Татьяна Семеновна
Развитие интеллектуального потенциала и формирование экологической культуры на уроках естественного цикла и во внеурочное время
Горбачева Татьяна Семеновна (),
учитель химии и биологии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №60» (МБОУ СОШ №60 Авиастроительного района г. Казани РТ)
Аннотация
Экологическая культура - это результат воспитания, который выражается в умении человека достичь гармоничных взаимоотношений с окружающим миром. Экологическое образование детей – условие дальнейшего выживания современного общества.
«Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения». А.А. Плешаков
Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука - экология и, как следствие этого, появилась экологическая культура.
Одно из положений Федерального закона “Об образовании” гласит, что школа должна формировать человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Но как вырастить такого человека и гражданина, если он не будет знать основ экологии? Экологическая культура является результатом воспитания, который выражается в умении человека достичь гармоничных взаимоотношений с окружающим миром. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний и практических навыков взаимодействия с природой на уроках по «Окружающему миру». И продолжается в курсе изучения предметов научно – естественного цикла. Из этого следует, что экологическое образование наших детей – условие дальнейшего выживания современного общества.
Ученые выделяют следующие требования экологического образования и воспитания:
- понимание, что человек – это часть природы, умение познать законы, по которым живет и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами;
- понимание необходимости сохранения всего многообразия жизни;
- раскрытие сущности происходящих экологических катаклизмов;
- понимание современных проблем экологии и сознание их актуальности, как для человечества, так и для каждого человека в отдельности;
- принятие личного участия в решении экологических проблем.
В школе развитие интеллектуального потенциала и формирование экологической культуры осуществляется с целью формирования основополагающих экологических понятий в процессе изучения учебных дисциплин, факультативов, элективных курсов, участия в различных олимпиадах и конкурсах, во внеклассной работе.
Во время работы в МБОУ СОШ № 60 накоплен богатый опыт формирования экологической культуры, который осуществляется в следующих формах:
- предметная - деятельность на уроках экологии (изучение теоретического материала, решение экологических задач, выполнение творческих работ, составление кроссвордов и многое другое);
- межпредметная - внедрение экологического содержания в уроки биологии, химии, географии, просмотр фильмов и презентаций на экологические темы;
- внеурочная - различные формы внеурочной и внеклассной воспитательной работы: участие в экологических акциях, проводимых Городским экологическим центром, организация экологических выставок, разработка и проведение классных часов;
- исследовательская деятельность учащихся – ежегодное участие в НПК, участие в олимпиадах школьного, муниципального и межрегионального уровня.
Перед научно-исследовательской деятельностью учащихся стоят следующие задачи:
- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека, воспитание ценностных ориентаций и отношений к ней;
- обучение методам познания окружающего мира;
- воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой;
- формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни;
- выработка ответственности за собственное благополучие (экологию своего тела) и экологическое благополучие окружающей среды;
- становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.
За последние пять лет были представлены следующие результаты:
- II региональная НПК им. И. Хальфина работа на тему: «Мёд» (Тимерплатова А.) 2012г.;
- Рождественские чтения, участие в I туре с работой «Азбука витаминов» 2012г.;
Участие в конкурсах различного уровня:
- межрегиональный открытый фотоконкурс «Мир глазами молодежи» 2012г. (Савельева Е. - III место, Кунгурова Д., Мигачева А. - лауреаты в номинациях);
- участие в межрегиональном конкурсе «Альбус»2013г.;
- Всероссийский конкурс «ЧИП»; (ежегодно).
Учащиеся принимают активное участие в олимпиадах по предметам естественного цикла:
- городской тур олимпиады «Юный орнитолог» в рамках проекта «Феникс» детской общественной организации «Зеленая страна» (Абрамова С. – I место) 2012г.;
- II Всероссийская дистанционная олимпиада по биологии 2012г.
( Абрамова С. , Трофимова Д. – дипломы III cтепени);
- III Всероссийская дистанционная олимпиада по биологии и химии 2013г;
- участие в проекте «Инфоурок» Всероссийская дистанционная олимпиада по биологии, 2013г. и 2014г.;
- 7-ая Международная (Всесоюзная) олимпиада «Экология и энергетика» 2013г. (Абрамова С. - 3 место); 2015г. (дипломы за I, III места);
- IV Всероссийская дистанционная олимпиада по химии и биологии (I место – 3, II место – 4, III место – 7), 2013г.;
- V Всероссийская дистанционная олимпиада по биологии (I место – 2, II место – 3, III место – 11) 2014г.;
- Всероссийская олимпиада «Будущее большой химии – 2016» (участие);
- Межрегиональная предметная олимпиада по биологии и химии 2016г.;
- Всероссийский турнир по химии и биологии “Осенний марафон” , 2014г.;
- Региональная научно-исследовательская олимпиада школьников и студентов «ФИЛИН: физкультура, личность, наука», 2014г, 2016г.
Экологическое образование и воспитание позволяют прививать общечеловеческие ценности гуманистического характера:
- понимание жизни как высшей ценности;
- человек как ценность всего смысла познания;
- универсальные ценности природы;
- ответственность человека за судьбу биосферы, природы Земли.
Средствами экологического образования можно формировать следующие ключевые компетентности:
- в области общественно-политической деятельности;
- в профессиональной сфере;
- в учебно-познавательной деятельности;
- компетентность в эколого-практической деятельности.
Все это способствует эколого – патриотическому образованию и воспитанию подрастающего поколения, повышает их уровень сознательности, прививает бережное отношение к природе, обеспечивает подготовленность каждого учащегося к нравственному поведению в природной среде.
Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая вооружая учащихся современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.
Принципы экологической культуры:
. Принцип единства. Действительно, что растения, что животные, что люди – всем нужны и воздух и вода, и все мы живем на одной планете, и всем нам, как белковым структурам, необходимы комфортные условия проживания.
. Принцип смирения. Не царь ты, человек, оглянись, ты такой же живой организм, как и другие животные и растения, забудь гордыню, прими все, как есть.
. Принцип уважения к природе. Природа тебе дает все для жизни, и потому уважать надо ее и лелеять.
. Принцип сотрудничества. Чем больше для природы ты сделаешь, тем больше одарит она тебя на многие годы ресурсами для хорошей жизни.
. Принцип охраны природы. Хочешь, чтобы вода была чистая, а воздух свежий? Охраняй и не загрязняй!
Наш современник В.А. Сухомлинский в книге "Сердце отдаю детям " писал:
" ...Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи ... Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира ..."
Литература:
«Школа цифрового века» Фестиваль педагогических идей.
«Формирование экологической культуры будущего гражданина»
Мальнина С.В.
«Формирование экологической культуры учащихся» Дюба Н.М.
« Формирование экологического сознания средствами уроков биологии» Иванкова Е.В.