Возможности уроков русского языка для развития речи учащихся

Автор: Синицына Елена Петровна

Развивать письменную связную речь учащихся – это значит прививать им ряд конкретных умений: осмысливать тему; подбирать и располагать материал; пользоваться средствами языка; исправлять, совершенствовать, улучшать продукт своей деятельности.

         Учащиеся овладевают необходимыми знаниями и умениями, последовательно продвигаясь от простого  к сложному, устанавливая связи между ними. Успешность обучения достигается лишь в том случае, когда каждое задание будет представлять собой необходимое звено в цепи упражнений, в их системе.

        Такие виды работ, как сочинения и изложения, проводятся сравнительно редко, но письменные речевые упражнения малых форм и устные упражнения выполняются часто. Очень важно, чтобы выполнение упражнений, особенно творческих работ, стало для учащихся обычным, повседневным, привычным делом. Причем важной задачей учителя является создание положительной мотивации у младших школьников  к выполнению данных видов работ.

        Воспитание воли у младших школьников  невозможно, если нет мотивации к той или иной деятельности. В противном случае, когда взрослый стремится к развитию воли учащихся при помощи специальных игр, упражнений, не заботясь о мотивации, у ребенка появляется агрессия и отвращение к тому, что предлагает взрослый. Если же учителю удается заинтересовать учащихся, то младший школьник работает творчески, так как именно этот возраст является сензитивным периодом для гуманитарного развития личности.

        Развитие речи на всех этапах обучения дает прекрасную возможность для проявления творческих способностей учащихся, их индивидуальности.

        Человеческая уникальность тесным образом связана со способностью к творчеству. Творчество предполагает новое видение, новый подход, новое решение, т.е готовность к отказу от привычных стереотипов восприятия, мышления и поведения.

          Творческие проявления ребенка – это та деятельность, в которой ему удается показать свою индивидуальность.  Воображение ребенка, способность фантазировать активно развиваются в результате исследовательского поиска.  ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕБЕНКА – ЭТО ТА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, В КОТОРОЙ ЕМУ УДАЕТСЯ ПОКАЗАТЬ СВОЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. ВООБРАЖЕНИЕ РЕБЕНКА, СПОСОБНОСТЬ ФАНТАЗИРОВАТЬ АКТИВНО РАЗВИВАЮТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОИСКА. Очень важно понимать механизмы связи и функционирования этих процессов. Ярко проявляющееся у детей стремление к сочинительству историй и придумыванию несуществующих событий, именуемое фантазированием или «бескорыстной ложью» общеизвестно. Это явление тесно связано с исследовательской активностью. Потребность ребенка в исследовательском поведении велика, поток получаемой маленьким «исследователем» информации объемен, а возможности ее переработки и активного усвоения еще очень малы. Информация становится знанием тогда, когда она вступает в контакт  с  прежним опытом ребенка. Поскольку детский мозг еще не в состоянии полностью перекомбинировать эту новую информацию и таким образом превратить ее собственное приобретение – знания, включается особый механизм психологической защиты – фантазирование, или детское мифотворчество. Фантазирование и помогает с помощью воображения восполнить пробелы в знаниях, которых ребенку не хватает.

         Если с первого класса    ребенок пробует что- то сочинять, рифмовать, то к концу его обучения в начальной школе эти возможности  радуют  прежде всего его самого, а также родителей и учителей. Главное – поддержать или направить его в созидательное русло фантазию и воображение юных писателей и поэтов.

         Каждое упражнение в составлении связного текста предполагает использование всех вышеназванных знаний и умений. Но овладеть ими сразу и в одинаковой степени ребенок не в состоянии. Систематическое выполнение упражнений невозможно без перспективного видения. Учитель планирует деятельность учащихся таким образом, чтобы предусмотреть и предотвратить их ошибки, и, проанализировав трудности, встречающиеся у школьников, составляет план на следующее полугодие.

          Цель приведенных ниже упражнений – развитие активной речемыслительной деятельности учащихся, их воображения.

1.     «Магнитная цепочка слов».

     Первое слово предлагает учитель. Каждый следующий ученик повторяет предыдущее слово и добавляет свое, как-то связанное с предыдущим, например: Цветок.

Цветок, запах.

Цветок, запах, растение.

Цветок, запах, растение, сад.

Цветок, запах, растение, сад, оттенки…

Если систематически предлагать подобные упражнения в качестве разминки, то в результате увеличивается словарный запас школьников, а слова из пассивного словаря переходят в активный. Изменяется и скорость мышления, так как хорошо читающие дети быстрее подбирают нужные слова, а остальные тянутся за ними.

2.     «Блиц - турнир».

     Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают хором в быстром темпе. Дети с удовольствием выполняют такие задания. При их выполнении обеспечивается психологическая комфортность, так как ребенок не боится ошибиться, ведь ответы дают хором. Стеснительные дети, которые говоря тихо, учатся говорить громко. Кроме того. Улучшается реакция на любые поставленные вопросы. В качестве примера приведу блиц - турнир для учащихся 3-4 класса.

1.     Правила соединения слов в словосочетания и предложения изучает ….(синтаксис).

2.     Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слоги, называется……. (фонетика).

3.     О ком это:

Ванильный, ореховый, сладкий и липкий, он бешено мчится с глупейшей улыбкой…..? (Ю. Мориц, Шоколай).

4.     Двадцать пять – это имя ….. (числительное).

5.     Белку раньше называли ……(веверица).

6.     Имя существительное – это ….(часть речи).

7.     Век – это промежуток времени ровно в ….. (100 лет).

8.     Спасская башня Кремля – самая …. (главная).

3.     «Поздравь любимого литературного героя».

4.      После изучения или при повторении орфограммы «Гласные после шипящих» детям предлагается составить текст по опорным словам и названию, например:

«История о желтом жирафе»

                 жизнь

                 жираф

                 жилет

                 шикарная

                 шимпанзе

                 шиповник

       Подобные задания помогают запомнить правило, закрепляют орфографический навык, но в то же время развивают умение составлять предложения, формировать из них текст, сочинять свою историю.

5.     «Продолжи текст».

Задания данного типа очень нравятся учащимся, так как в этом возрасте дети с удовольствием фантазируют, сочиняют. А это задание как раз и предполагает развитие фантазии, воображения и умения выразить свои фантазии при помощи слов.

    Жила- была Звездочка. Однажды утром, когда надо было вставать и зажечь солнышко к новому дню,  звездочка в полете уронила искорку.  Сразу стало темно и грустно. Что делать?

 

        Развитие речи учащихся в младшем школьном возрасте – это фундамент для их дальнейшего обучения, развития творческого потенциала, умения осознанно читать произведения разных литературных жанров. А главное, они помогают ребенку мыслить и рассуждать самостоятельно.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x