Проектная и исследовательская деятельность

Автор: Арзуманова Инесса Артемовна

Проектная исследовательская деятельность прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый обучающийся должен быть обучен этой деятельности. Программы всех учебных дисциплин ориентированы на данный вид деятельности. Устные экзамены предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектная исследовательская деятельность становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.

Самое  главное в проекте после определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование  учебных действий, сопоставление фактов.

Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда обучающегося, приучая его самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо обучать, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету. Поэтому особенно актуальны сегодня уроки-исследования и уроки-проекты. Ведь они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда обучающегося, готовя к созданию самостоятельных проектов.

Типология проектов:

  • исследовательские

Требуют хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

  • творческие

Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм).

  • игровые

Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения.

  • информационные

Направлен на сбор информации о каком-либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация.

  • практико-ориентированные

Четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы.

Модель исследовательской деятельности обучающегося


1. Постановка проблемы.

2. Прояснение неясных вопросов.

3. Формулирование гипотезы исследования.

4. Планирование учебных действий.

5. Сбор данных.

6. Анализ и синтез данных.

7. Подготовка сообщений.

8. Выступление с сообщениями.

9. Ответы на вопросы, корректировка.

10. Обобщения, выводы.

11. Самооценка.


Педагогическая деятельность учителя

1. Целеполагание.

2. Выбор содержательной модели (модели, которая соответствует предметным целям).

3. Моделирование учебного процесса:

     а) осмысление способов, приемов, средств мотивации;

     б) планирование учебной деятельности как процесса поэтапного освоения знаний,

         овладения системой умений;

     в) организация процесса рефлексии.

 

4. Анализ процесса учителем.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x